Николай Космин "Конец Света" |
Программа спектакля
 
«Конец света» - в сентябре!
В этом году «Австралийский Русский Театр» отмечает свой десятилетний юбилей. К этому событию режиссер и актеры театра подготовили новый, необычный, яркий спектакль с апокалиптическим, на первый взгляд, названием – «Конец света».
Версию о том, что название спектакля по пьесе Николая Космина «Бог в душе твоей» было придумано как новомодный тренд, режиссер театра «АРТ» Михаил Ференцев с улыбкой на лице отрицает: «Мне кажется, что название «Конец света» наиболее полно отображает суть происходящего. Этот спектакль о том, как ведет себя человек и как меняется он в экстремальной ситуации. Одна из главных героинь в спектакле говорит очень хорошую фразу «Представьте, что кто-нибудь из нас вдруг взял и объявил о Конце Света. Что бы вы делали?» Вот этот вопрос мы задаем и себе, и зрителю. Что бы вы делали, если бы вам сказали, что через полчаса наступит Конец Света?»
«В этом спектакле, как и во всех предыдущих одна тема – любовь, – рассказывает Михаил Ференцев. – Тем не менее, он несколько необычен. Во-первых, потому что мы никогда не работали с подобным материалом. В пьесе охвачен период времени – полчаса. Все события, которые происходят на сцене, происходят практически в реальном времени. Это очень сложно, потому что за один час и десять минут, это то время, когда идет спектакль, нужно рассказать историю, заставить поверить в эту историю зрителя и чем-то его удивить. В произведении Николая Космина все это есть. Он – замечательный драматург, но для того, чтобы воплотить это на сцене, пришлось очень и очень потрудиться.
В пьесе есть необычный подход, особая интрига. Все действие происходит в довольно ограниченном пространстве: весь спектакль происходит в купе движущегося поезда. А ведь помимо того, что необходимо решать эту проблему, нужно искать еще какие-то постановочные и художественные приемы, чтобы актерам было удобно работать в такой мизансцене и чтобы зрителю было нескучно. Кроме этого, возникают определенные чисто технические нюансы. Свет, звук – это все тоже не совсем обычно, и то, что происходит на сцене требует определенного подхода. В частности, звук. На протяжении всего спектакля звучит музыка и шумовые эффекты, причем очень много. Мне пришлось выслушать не одну сотню музыкальных произведений, а в некоторых случаях еще и несколько десятков исполнений одного и того же произведения. Потому что есть огромная разница в том, как играет один исполнитель и как играет другой. Например, мы используем великолепную музыку «Элегия» Рахманинова. Для того, чтобы найти верное звучание, мне пришлось выслушать около 60 разных исполнений этой элегии, и в конце концов я нашел нужное звучание: это – Алексей Чернов. Он играет так, что, на мой взгляд, это лучшее исполнение в мире, во всяком случае намного выразительнее, чем играет сам Сергей Рахманинов. Помимо этого, часть диалогов пришлось записывать, для того чтобы создать нужную атмосферу.
Что касается игры света, нам пришлось тоже решать несколько технических проблем. Во-первых, необходимо было создать эффект движения. То есть нужен был движущийся свет. Во-вторых, для одной из сцен было необходимо оригинальное решение. И мне кажется, что мы это решение нашли. Это не совсем театр теней, но и не совсем обычное визуальное действие. Зритель должен увидеть рождение Чуда на сцене. Чудо, которое происходит на его глазах. Свет и звук имеют огромное значение в этом конкретном спектакле, потому что они являются не только выразительными средствами, но и становятся главными действующими лицами.
Один из персонажей в пьесе говорит замечательные слова. Он говорит: «Задумайтесь, а сколько минут подлинного счастья вы можете насчитать в своих жизнях?» Вот, на мой взгляд, спектакль об этом, о том, что человек очень редко задумывается над самим собой. Кто он, откуда он, зачем он живет и каким он должен стать по замыслу Творца. Мне кажется, что у нас в жизни очень часто происходят моменты подлинного Чуда, на которые мы практически не обращаем внимание. А это действительно Чудо. Настоящее Чудо. И вот, наверное, спектакль и об этом тоже, о том, что те необъяснимые вещи, которые происходят в нашей жизни, имеют глубокую взаимосвязь, причинно-следственную связь. Ничего не происходит просто так. Ничего. Все, что человек делает в этой жизни, все, имеет причину, и все имеет свои последствия. Тот поезд, в котором находятся все действующие персонажи, этот поезд и есть наша жизнь. И еще одна очень важная деталь: каждый из актеров, который работает на сцене, это 4 основные роли и плюс еще 4 эпизодных, играет практически двух персонажей. То есть люди настолько меняются по ходу действия, что возникает ощущение, что это практически разные люди, разные роли. В этом тоже была определенная сложность работы над спектаклем.
Мне кажется, что зритель не разочаруется, придя на нашу премьеру. Потому что здесь усилиями и актеров, и постановочной группы, мы постарались создать интересное действие, очень насыщенное. Зрителям мы всегда желаем одного, и все наши спектакли направлены на это: мы хотим, чтобы он на секунду остановился, заглянул в себя. И нашел в себе то великое, главное чувство, которое есть в этой жизни – чувство любви.
Александр Поляновский, актер театра «АРТ»: Мой герой, скажем так, человек немного не от мира сего. У него, как и у каждого из нас, есть на Земле призвание, и призвание это весьма необычно, хотя бы от того, что далеко не каждый человек готов взвалить на свои плечи подобную ношу. Мой герой, по большому счёту, служит неким катализатором, для того чтобы люди, случайно (или даже скорее неслучайно) соприкоснувшиеся с ним, взглянули по-иному на свою жизнь, на выбор, перед которым каждый из нас находится ежеминутно в этом мире... Принимая во внимание всё вышесказанное, роль эта сопряжена с определёнными трудностями: я как столкнулся с ними, так и продолжаю сталкиваться. Вообще лично мне любая роль даётся нелегко, данная, пожалуй, особенно, потому что малейшая фальшь в ней мгновенно разрушает искомый образ. Какие-то решения по поводу роли мне помогает найти режиссёр, какие-то приходят по мере репетиций. Очень важно также взаимодействие с партнёрами.
Артём Лалетин, актер "АРТ": Мне было не просто работать над своей ролью, потому что у моего героя – совершенно другой менталитет. Я живу здесь, сейчас, в Австралии, а он в России, в 90-е годы. Поэтому у меня меняется не только пластика, а меняется и то, как я думаю, и, соответственно, реагирую на это. За костюмом для своего героя, точнее его составляющей – голубым беретом, я ездил со своей невестой в Украину (смеется), а если серьезно, то с реквизитом, особых проблем не было, а армейский берет с гербом мне и вправду подарили этим летом во время отпуска в Украине.
Виктория Станкеева, актриса «АРТ»: Это моя первая роль на большой сцене. И, конечно, я очень волнуюсь. За тот короткий промежуток времени, пока идет действие, моя героиня перерождается, становится совершенно другой. Получается, что я играю две совершенно разные роли. И это безумно интересно. Интересно было расти, меняться, искать… Каждая репетиция на один маленький шажок приближала меня к правильным ощущениям и оправданному поведению на сцене. Я очень благодарна нашему режиссеру за то, что он прошел со мной этот путь не спеша, терпеливо, но при этом настойчиво, и в итоге подвел меня к тому, что я нашла свой образ.
Вероника Остин – продюсер АРТ, актриса: Меня часто спрашивают: какой жанр у нашего спектакля? Я думаю, что «Конец света», он, как и наша жизнь, подразумевает все жанры. Где-то это трагедия, а где-то – комедия. Каждый зритель по-своему переживет то, что будет происходить на сцене между героями. И в этом есть что-то необычное и сокровенное. Я приглашаю всех на премьеру спектакля в Fig Tree Theatre (5, 6, 7 и 8 сентября) и в Русский клуб (20, 21 и 22 сентября). Более подробную информацию вы сможете найти на нашем сайте www.russiantheatre.org или получить по телефону 0411967897. Мы ждем вас!
материал газеты "Горизонт"
Другие материалы:
Фотографии: Yulia Photography |